Tokio Hotel»:новые суперзвезды Германии
Когда последний раз мир сходил сума? Из-за никому доселе не известной группы мальчиков, которые лихо играют на гитаре, бас-гитаре и ударных и, в меланхолической грусти по поводу мировых проблем, берут за душу своими песнями о любви, взлетая при этом с нулевой отметки на первое место в немецких хит-парадах, оставив всех прочих далеко позади. И поразительно в феномене «Tokio Hotel» вовсе не то, что из-за них толпы девочек доводят до безумия своих родителей, вопят в аэропортах и рвут на себе волосы, а то, что у этих четырех парней потрясающая музыка.
К тому же у них необыкновенный стиль, великолепное звучание и удивительная сила воздействия, благодаря которой «Tokio Hotel» мгновенно завоевывают сердца миллионов. Их песни никого не оставляют равнодушным, а все до сих пор услышанное просто блекнет и отходит на задний план. Музыка «Tokio Hotel» подобна землетрясению: человек теряет способность противостоять власти этих четырех мальчиков из Магдебурга, власти их музыки.
И если кто-то подозревает, что это всего лишь имидж, созданный профессионалами, глубоко ошибается: «Tokio Hotel» — настоящие, они пропускают через себя свои песни, и у них есть что сказать. Они юны и к своим сверстникам обращаются совершенно искренне, а при этом достаточно смелы, чтобы заглянуть в глубь проблем. В программе «Tokio Hotel» умные, волнующие тексты, без плоских шуток, и сопровождаются эти тексты почти мистической, энергетически заряженной современной рок-музыкой. Песни «Tokio Hotel» — самое потрясающее из того, что звучит в наше время на немецком языке.
История феноменального успеха Билла и Тома Каулицев, Георга Листинга и Густава Шефера похожа на сказку. Жили-были недалеко от Магдебурга четыре мальчика, и с самого детства они прилежно учились — учились петь, писать стихи, играть на музыкальных инструментах, и это стало их призванием. А потом они встретились, создали группу и начали выступать в клубах родного города.
Мальчиков заметили в музыкальной индустрии, и профессиональная гамбургская команда продюсеров и авторов песен взяла их под свое крыло. Вскоре на рынке появился их первый сингл, и вот уже на звездном небосклоне засияли новые величины. Дебютная песня «Durch den Monsun» («Сквозь муссон»), впервые прозвучавшая 15 августа 2005 г., несколько недель лидировала в хит-парадах. На концертах «Tokio Hotel» девочки буквально теряли сознание. А четверо друзей взяли в школе на год «академический отпуск» и тут уж разошлись вовсю.
19 сентября 2005 г. в продаже появился дебютный альбом «Schrei» («Крик»), и с этого момента «Tokio Hotel» уже не удержать, этот квартет — самая успешная немецкая рок-группа всех времен! Юные музыканты уже успели получить такие премии, как «Comet 2005» (в номинации «Открытие года»), «Super-Comet 2005», «Эхо», «ILive Krone» и «Бэмби 2005» в номинации «Национальная поп-музыка». И все это в течение полугода!
«Мальчики поют, девочки визжат — так же было и с „Beatles". А вот чтобы эти визги относились к молодой немецкой группе, не бывало с 1980-х, когда появились „The Teens". Близнецам Тому (гитара) и Биллу (вокал) Каулиц 1 сентября 2005 г. исполнилось 16 лет, Густаву (ударные) — 17, Георгу (бас-гитара) — 18. Это невероятно! — захлебывался от восторга выходящий миллионным тиражом еженедельник «Штерн» 4/2006). — Но рецепт успеха „Tokio Hotel" прост: во-первых, эти ребятишки поют по-немецки и, следовательно, плывут на высокой волне таких групп, как „Juli" и „Silbermond". Во-вторых, „Tokio Hotel", в отличие от многих раскрученных групп, действительно умеет делать музыку, а кроме того, у них есть нечто, что уже можно назвать историей».
Журнал «Шпигель» (8/2006) буквально разражается аплодисментами: «Четверка магдебургских тинейджеров — это тот счастливый билет, который удачливый продюсер может вытащить только раз в жизни; билет, способный спасти бюджет любой звукозаписывающей компании и взвинтить до небес тиражи молодежных журналов. „Tokio HoteL" можно не любить, можно считать их музыку глупой, воспринимать их как группу для детей (по крайней мере, в Интернете сайтов их противников почти столько же, сколько и фанатских), но цифры говорят сами за себя: продано более 400 000 альбомов, более 100 000 DVD, около 200 000 билетов на их концерты — и все это в течение полугода, после того как вышел первый сингл. Кроме того, „Tokio Hotel" получил множество наград. Практически ни одна молодежная группа не добивалась такого успеха в столь короткие сроки. Ни „Wir sind Helden", ни „Juli", ни „Silbermond". Все происходящее с „Tokio Hotel" просто феноменально».
Поражает и то, насколько пылко относятся к Биллу, Тому, Георгу и Густаву поклонники, прежде всего девочки. «Сначала это была просто идея, и вдруг она стала крупнейшей в Европе фанатской акцией, — ликуя, пишет главный редактор журнала «BRAVO» Том Юнкерсдорф в своей статье (42/2005, с. 3). — Когда „Tokio Hotel" рассказали, что для абсолютного счастья им не хватает любви и они хотели бы обзавестись подружками, мы решили им помочь. И спросили читательниц „BRAVO", не готовы ли они стать „токийскими" девушками. Итог: 56 000 (!) любовных писем! Безумие! Билл, Том, Густав и Георг были просто поражены, когда мы на грузовике доставили им гору этих посланий. Они вскрыли каждое письмо! И каждое письмо прочитали! Вы лучшие фанаты в мире!»
Даже радикальную смену имиджа своего солиста группа пережила почти без потерь. 25 января 2006 г. вышел новый номер «BRAVO» (№ 5): с обложки, смело глядя читателю в глаза, улыбался совершенно новый Билл. На третьей странице Том Юнкерсдорф написал о смене имиджа Билла следующее: «Это фотографии, о которых говорит вся Германия, а есть они только у „BRAVO"! Новый стиль „Tokio Hotel". Мегазвезда Билл без своей знаменитой прически „манга". Это сенсация, которую эксклюзивно презентирует „BRAVO"!»
Пожалуй, нет преграды, которая могла бы помешать четырем героям в их стремительном движении к вершине. О себе они говорят без всякого апломба; вот, например, гитарист Том: «Мы просто продолжаем делать свое дело и хотим посмотреть, что получится».
Начинается муссон: юная рок-группа заводит Германию
«Schrei 05» — так «Tokio Hotel» назвали свое первое большое турне по Германии, Австрии и Швейцарии. Во время этих выступлений четверка молодых рокеров буквально свела с ума своих фанатов. Билл, Том, Георг и Густав вызвали массовую истерию, чего прежде никогда не бывало в немецкоязычном пространстве на концертных выступлениях рок-новичков. И вообще, удалось это лишь двум самым популярным группам: «Beatles» и «Rolling Stones».
На одиннадцать концертов в декабре 2005 г. билеты были раскуплены полностью. Пятьдесят тысяч фанатов ринулись в залы, чтобы собственными глазами увидеть этих четырех мальчиков. Это был мегауспех, и стало ясно, что необходим дополнительный тур. И уже в начале февраля следующего года четыре юных рок-героя организовали турне «Schrei 06», и тут уже число их зрителей превысило 200 тысяч.
В мире рок-музыки такого еще не случалось, а ведь речь идет о новичках. Алекс Рихтер, глава агентства «Four Artists», которое организовывало концерты, с удивлением сообщил в интервью авторам этой книги: «Если сравнить это явление с уже состоявшейся группой, например „Fantastische Vier", то мы наблюдаем нечто совершенно невероятное. У „Fantas" в 2004 г, при таком же примерно количестве выступлений, как у „Tokio Hotel", было 175 000 зрителей. Но ведь эта группа работает уже около 15 лет. Насколько я знаю, в концертной истории Германии не было ни одного дебютного тура, когда с подобной скоростью удалось распродать такое количество билетов. За четыре дня опустели кассы в Мюнхене, Гамбурге и Кёльне». И все еще находясь под впечатлением происшедшего, Рихтер добавил: «Такого я еще не видел — а ведь я в этом бизнесе уже 13 лет».
Но зашкаливало не только количество проданных билетов. Небывалой оказалась также волна восторгов почитателей «Tokio Hotel», которые просто сотрясали концертные залы во время «Schrei 05». Корреспондент журнала «Штерн» (4/2006) Андреа Риттер так описывает эйфорию фанатов на выступлениях четырех мальчиков в Магдебурге 17 декабря 2005 г.: «„Schrei" — более подходящего названия для этого турне подобрать невозможно: они кричали в Кёльне, в Вене, в Мюнхене и Лейпциге. И в каждом городе тысячи девочек были на грани обморока».
Сотни представительниц прекрасного пола от 9 до 17 лет (а они и составляют 90% фанатов) чуть ли не на каждом концерте лишались чувств. Потому что постоянно выкрикивали имена своих любимцев: Том, Густав, Георг и конечно же Билл! У солиста «Tokio Hotel» положение явно преимущественное по сравнению с остальными, как отмечает в своей статье редактор «Зюддойче Цайтунг» Таня Реет (20 февраля 2006 г.): «Буква „и" в „Биииииилл!!!" невероятно удобна для выкрикивания». Но ведь если использовать воздух для воплей, а не для дыхания, то в один прекрасный момент обессиливает кровообращение, а потом и девочка, имеющая к нему самое непосредственное отношение.
Но не только это представляло сложность во время концертов. На сайте «Tokio Hotel» Билл заявил, что у каждой девушки из первого ряда есть шанс стать его великой любовью. И, естественно, все обожающие его девочки устремились именно туда — вперед. Но проблема в том, что большинство фанатов «Tokio Hotel» женского пола именно Билла-то и считают самым классным и влюблены они именно в него. Соответственно велико и желание пробраться как можно ближе к сцене. А ведь не надо объяснять, насколько это опасно, когда сзади сотни впавших в полубезумное состояние девушек-фанаток давятся и толкаются, а ты стоишь перед ограждением или мускулистыми охранниками и тебе некуда отступать. Результат: бесчисленные синяки, даже легкие повреждения и многочисленные обмороки.
Столь же малопривлекательным представляется и многочасовое ожидание перед концертом. И всё только для того, чтобы наделенные наиболее сильными ногами фанатки могли оказаться как можно ближе к дверям, дабы, когда они откроются, быстро попасть в зал и захватить ближайшие к сцене позиции. А некоторые девочки перед этим практически ничего не ели и не пили, надеясь таким образом избежать необходимости покинуть очередь из-за похода в туалет — ведь тогда они бы снова оказались в задних рядах, а это потерянные драгоценные метры на пути к пространству у сцены.
Итак, девочки проявляли завидное терпение и отказывали себе даже в удовлетворении естественных и в общем-то насущных потребностей. Некоторые справлялись с этим успешно, а некоторые и нет. Врачам постоянно приходилось оказывать помощь фанаткам, которые просто падали, обессилев от недостатка жидкости и питательных веществ.
Выносливость самых упорных поражает. В одной из статей о новых рок-звездах в «SUPERilLu» от 4 января 2006 г. некая фанатка «Tokio Hotel» повествует о том, что происходило на концерте 5 декабря 2005 г. в берлинском концертном зале «Колумбия»: «Мы прождали десять часов. Мы знаем все их песни наизусть, считаем, что они супер, и теперь даже сами их поем».
Скрашивать ожидание, исполняя песни «Tokio Hotel», — это способ не только настроиться на концерт, но еще и согреться. Тем более, что тур «Schrei 05» проходил зимой. Тем не менее фанатки — само собой разумеется, ради Билла, Тома, Густава и Георга — разоделись в пух и прах, так что многие в толпе, несмотря на минусовую температуру, оказались в футболках, легких свитерочках, мини-юбках и коротеньких курточках (ведь зимнее пальто смотрится далеко не столь сексуально!). Сильного переохлаждения, жертвами которого становились многие из этих девочек, не могли предотвратить ни предложенные устроителями пледы, ни сотни литров горячего чая.
Во время этого турне санитары, врачи, полицейские и волонтеры буквально сбивались с ног и в зале, и на улице. Обеспокоенные родители, конечно, тоже понимали, что на концерте с неуправляемыми фанатами, в которых превратились их дети, может случиться нечто гораздо более огорчительное, чем временная потеря слуха или истерика (если, скажем, не удастся передать царящим на сцене мальчикам написанное чуть ли не кровью любовное послание).
Так что родители делали все возможное, чтобы попасть на концерт вместе со своими чадами и присмотреть за ними. И что в результате? Представители старшего поколения, которым посчастливилось оказаться на выступлении «Tokio Hotel», были в таком же восторге, как и их отпрыски. Одна мама написала в гессенскую газету «Алльгемайне» электронное письмо, в котором высказала свое мнение об увиденном собственными глазами выступлении «Tokio Hotel»: «Я всего лишь мама одной из этих вопящих девочек, но от концерта — в восторге».
Ну а если уж на концерт отправлялся и папа!.. Ведь сидя на его плечах можно было видеть всю сцену (хотя и он ближе к концу тоже начинал весело раскачиваться в такт музыке). Да еще и появлялась возможность сбагрить родителям прихваченное толстое зимнее пальто, что наблюдал журналист Клаус Фиэ на концерте «Tokio Hotel» в Мюнстере («Eins Live» от 16 декабря 2005 г.): «Здесь стоят нагруженные куртками и пальто отцы и матери — вообще-то, самые замечательные вешалки для одежды».
Но не всегда присутствие родителей вызывает у фанатов восторг, и об этом свидетельствует сообщение телеканала VIVA о концерте 5 декабря 2005 г. в берлинском зале «Колумбия»: «Вдруг откуда-то появилась мама одной из девочек. Она раздобыла входной билет для своей малышки. „Вот, у меня есть для тебя билет, — сказала она. И добавила, бросив озабоченный взгляд на толпу: —- Кстати, себе я тоже купила!" По этому поводу девочка не выразила восторга, что вполне понятно. Недовольство же ее подруги сомнений не вызывало: „Вот здорово! Теперь мы сможем пойти на концерт с твоей мамочкой!"»
Но мама-то явно была рада, что может присмотреть за девочками во избежание неприятностей. Кстати, ту же самую озабоченность испытывают мамы и папы тех, кто сводит с ума этих самых фанатов. Когда «Tokio Hotel» давал свои первые концерты, еще до турне «Schrei 05», сами мальчики, а еще более их родители были поражены тем, насколько экстремально реагируют на выступление их поклонники.
У родителей Билла, Тома, Густава и Георга были серьезные сомнения относительно безопасности участников группы, и в начале сентября 2005 г. пришлось отменить восемь первоначально запланированных выступлений в рамках тура «Eins Live. Zukunft!». Дело в том, что на первых концертах не были предусмотрены ограждения, способные сдержать натиск фанатов. Конечно, поклонники «Tokio Hotel» были разочарованы этой отменой, но она объ яснялась заботой и об их собственном благополучии, как позже уверял Георг в своем интервью «Попкорн» (12/2005): «На отмену этих выступлений обижаться не стоит. Концерты предполагалось проводить в небольшом помещении. Наплыв зрителей обещал быть столь огромным, что обеспечить полную безопасность присутствующих не представлялось возможным».
Очень скоро речи о «небольших помещениях» уже не шло. В декабре 2005 г., с начала тура «Schrei 05», число зрителей росло с невероятной быстротой. Еще в октябре 2005 г. мальчики и их менеджеры считали, что достаточно зала на 2000 зрителей. Но за несколько дней количество зрителей подскочило с 5000 до 7000. Сейчас юные фанаты заполняют залы на 13 000 мест.
Какой успех для группы новичков! В «Зюддойче Цай-тунг» от 20 февраля 2006 г. Билл делится своими воспоминаниями: «Ведь именно этого мы и хотели: выступать в переполненных залах, когда раскуплены все билеты!» В начале тура «Schrei 05», перед выступлением 5 декабря в берлинском «Колумбия», Том поведал журналу «Планет-интервью»: «Сейчас мы отправились в серьезное турне и имеем возможность выступать в огромных залах, где нас ждут тысячи фанатов. Это классно!» А Густав с благодарностью в адрес авторов этой книги в электронном ин тервью 19 февраля 2006 г. заявил: «До этого мы выступали на крошечных сценах, и то, что происходит сейчас, ни с чем не сравнимо, описать это невозможно. Ощущение — потрясающее».
<г Во время концертного тура жизнь нашей «фантастической четверки» была крайне далека от нормальной. В конце концов, теперь они не просто школьники Билл, Том, Густав и Георг, которые как бы между прочим занимаются музыкой. Они превратились в профессиональных рокеров в своем собственном универсуме под названием «Tokio Hotel». А там уже вряд ли найдется место для чего бы то ни было, кроме музыки, — ну разве что в автобусе, ведь только там мальчики могут остаться одни. Том так и заключил: «Наша личная жизнь протекает в автобусе» (тележурнал «Giga», осень 2005 г.). Именно там они делали свои домашние задания, обменивались мнениями и рассуждали о своих заботах, сложностях и проблемах. А иногда и просто дурачились, расслабляясь хотя бы на пару часов.
Довольно часто в автобусе, на репетиции или в гостинице эти четверо парней говорят между собой на языке, который непонятен посторонним. Ведь они знакомы так давно, что успели создать свой собавенный тайный язык. Ребята поведали журналу «BRAVO», как расшифровываются слова и выражения их родного «токийско-японского» наречия.
После поездки в удобном автобусе к месту следующего выступления четырем героям приходилось готовиться к очередному концерту. Чтобы избежать проблем, был создан особый «гастрольный» быт. В интернет-журнале «Планет-интервью» (декабрь 2005 г.) Том так описывает будни профессиональных рок-музыкантов из «Tokio Hotel»: «Чаще всего у нас было по два выступления подряд, затем свободный день для отдыха и релаксации, потом снова два концертных дня. В такие дни мы встаем рано утром, готовим аппаратуру, до выступления даем пару интервью, потом выступаем, ночуем в отеле и едем в следующий город. Такая жизнь сопряжена с постоянными стрессами, но когда вечером стоишь на сцене и слышишь аплодисменты, то забываешь все трудности».
В подготовку к концерту у многих групп входит специальный стайлинг, и у некоторых музыкантов он может длиться несколько часов. Но про «Tokio Hotel» этого сказать нельзя, потому что все четверо выходят на сцену в том виде, какому отдают предпочтение в повседневной жизни.
Андреа Риттер описывает в журнале «Штерн» (4/2006) увиденное ею во время концертов группы в Магдебурге, в частности 17 февраля 2005 г.: «За шесть часов до начала выступления Билл выглядит точно так же, как и на сцене. Мотоциклетная кожаная куртка, свободные джинсы, черный лак на ногтях, обведенные черным глаза, накрашенные ресницы, припудренный носик. Сказочный готический эльф. Потрясающе».
А как насчет волнений перед концертом? За два часа до выступления в Берлине 5 декабря 2005 г. Том рассказывал, как он себя чувствует перед выходом на сцену: «Сейчас я еще не очень нервничаю, но вот перед самым концертом... Вот тогда мы все четверо начинаем дергаться, носимся туда-сюда, пьем и постоянно бегаем в туалет. И непрерывно заводим друг друга! Я одинаково нервничаю перед каждым выступлением. Не важно, выступаем ли мы по телевизору или даем живой концерт. Перед выходом все равно лихорадит. Думаю, так всегда и будет».
И вот все начинается: «Tokio Hoteb live! Зал превращается в бурлящий храм рока, фанаты беснуются, давая волю своим эмоциям. Но что чувствуют при свете софитов сами мальчики? О том, что они испытывают на сцене, ребята рассказали в интервью по поводу выхода диска «Leb' die Sekunde» («Живи одной секундой»). Георг сказал, что для него нет ничего лучше, чем выступать перед публикой, представлять ей свои песни. Том отметил, что живые выступления более волнительны, чем запись в студии.
В специальном выпуске VIVA, посвященном присуждению премии «Comet», очень убедительно прозвучали слова Билла: «Выйдя на сцену и услышав крики фанатов, как будто получаешь толчок. А потом я уже не могу вспомнить, что делал, как двигался, что говорил». Том добавляет: «Это как сон. Я лично получаю колоссальное удовольствие».
Особенно сильно всех четверых, можно сказать опытных музыкантов (ко времени «Schrei 05» они уже четыре года выступали вместе), волнует вопрос о количестве публики. Том признался журналу «Ивентс унд Тренде»: «Самым замечательным было, когда мы выступали в Магдебурге и собралось 75 000 человек. Это был концерт под открытым небом, чувствовали мы себя потрясающе, еще бы: ведь пришла такая тьма народу!»
Сомнений нет: выступающие вживую «Tokio Hotel» уникальны. На сцене они проживают свою музыку и хотят, чтобы слушатели это почувствовали. Свою искренность они демонстрируют постоянно; так было и на концертах тура «Schrei 05», и на всех остальных выступлениях. И вряд ли в дальнейшем это изменится.